ВИШНЕВСКИЙ Э. Россия в польских учебниках истории

История России тесно связана с историей Польши. Это история двух соседних народов, которые в своих взаимоотношениях имели, с одной стороны, периоды настоящей дружбы и сотрудничества, а, с другой, — непримиримой вражды. После Второй мировой войны и до 1989 г. в польских учебниках доминировала положительная оценка двухсторонних отношений. После 1989 г. ситуация стала кардинально иной. 29 декабря 1989 г. произошло изменение названия государства — с Польской Народной Республики на Речпосполита Польши. Одновременно наступили перемены в народном хозяйстве, произошёл переход к рыночной системе. Соответственно и в народном образовании вместо одного учебника появилось несколько. Важным моментом стала реформа школы 2000 г. Вместо двухстепенной системы введена трёхстепенная — начальная шестилетняя школа, трёхлетняя гимназия и трёхлетний лицей. В каждой из этих ступеней история существует как отдельный предмет, для каждого класса предлагается несколько учебников. Прежде всего, в учебниках описывается история Польши и избранные проблемы всеобщей истории. В некоторых учебниках история России или вообще не упоминается [1], или она возникает лишь тогда, когда речь идёт об отношениях с Польшей [2].

Преподавание истории в контексте реформы школы

В ряде учебников для первого класса гимназии и для первого класса лицея можно найти сведения об истории средневековой Руси, правда, замечу, без специальных параграфов. В X в. в результате соединения земель восточных славян создалась Киевская Русь под руководством династии Рюриковичей. Расцвет Руси наступил во время княжения Владимира Великого, который принял христианство в 988 г. О большом значении в мире древнерусского государства свидетельствовал брак Владимира с Анной, сестрой византийского императора [3]. Когда Чингисхан направился на Русь, русские князья пытались защититься, объединив силы, но потерпели тяжелое поражение в 1223 г. на реке Калке, после чего «на более чем 200 лет Русь попала под монголо-татарское иго» [4]. В 1439 г. князья Москвы отбросили церковную унию с Римом. «Падение Константинополя объяснено в Москве как наказание за отказ от правоверности». Вскоре Иван III «женился на племяннице последнего императора и признал себя официально наследником империи. В гербе Москвы появился тогда двуглавый византийский орел, в титуловании московских князей — титул царя (то есть императора), а в официальной идеологии — теория Москвы как «третьего Рима». С тех пор, вплоть до большевистской революции 1917 г., Россия являлась центром православной Европы» [5].

Что касается новой истории России, то в польских учебниках можно найти отдельные сведения о реформах Петра I [6], о войне России с Наполеоном в 1812 г. [7], Крымской войне и реформах Александра II [8].

Конечно, наиболее полно представлена в учебниках всех видов школ история России ХХ в. Для этого выделены даже отдельные главы и параграфы. Так, в учебнике для средних школ в двух параграфах представлена первая русская революция. В одном указан ход революционных событий в России, а во втором — события в Царстве Польском. Авторы одного из учебников указывают, что «события 1905–1906 гг., которые можно назвать как “четвёртое восстание”, так и “первой революцией”, имели большое значение для Царства Польского, ибо могли легально действовать политические партии, национально-общественные организации, частные польские школы и т. д., ослабла цензура. Всё это имело влияние на рост национального сознания поляков» [9]. Также в учебнике для третьего класса гимназии в отдельном параграфе о революции 1905–1917 гг. указывается на борьбу польского общества, в том числе рабочих и крестьян, не только за улучшение условий жизни, но и за польский характер [10].

Объём учебного материала возрастает с переходом к описанию советского периода, начиная с ревлюции 1917 г. и кончая распадом Советского Союза. Если события начала 1917 г. освещаются как февральская революция, то приход к власти большевиков определяются и как октябрьская революция [11], и как большевистский переворот [12], и как государственный переворот [13]. Приход к власти большевиков, по оценке авторов польских учебников, ознаменовался диктатурой одной партии, а затем и началом Гражданской войны. В 1918 г. «коммунисты начали заключать тысячи людей в концентрационные лагеря и лагеря принудительного труда» [14]. В разных учебниках указывается, что война закончилась в 1920 г. или даже в 1922 г. [15]. Это было связано с тем, что для некоторых авторов «восстание в Кронштаде» представляется «третьей революцией (после февральской и октябрьской)». Однако на этот раз революция закончилась поражением. Кронштад был взят отрядами, руководимыми Тухачевским [16]. Итоги Гражданской войны были ужасными для населения, ибо погибло 10 млн. человек, а 5 млн. умерло с голоду [17]. В то же время, другие авторы дают другие цифры — во время войны погибло 0,5 млн., а 7,5 млн. умерло от голода [18].

О «битве, которая спасла Европу»

Как одно из ключевых событий в истории Польши и мира современные учебники представляют «Битву, которая спасла Европу» [19]. Речь идёт о польско-советской войне 1920 г. Большевики намеревались совершить «нападение на другие европейские страны, чтобы также в них ввести коммунизм. Первым государством, которое находилось на пути большевистской армии, была Польша». Поэтому она «попала в смертельную опасность», ибо «в случае победы большевиков, Польша была бы коммунистической страной, подчинённой России. Никто не хотел очередного ига. Чтобы предупредить большевистский набег, польская армия нанесла удар на восток. Сначала поляки добились успеха». Даже удалось взять Киев. Однако «вскоре наступила контратака и поляки были вынуждены отступить». Летом 1920 г. враждебная русская армия подошла к Варшаве. В Европе воцарилось убеждение, что столица Польши будет взята, а наше государство перестанет существовать. Вождь большевистской армии, уверенный в победе, в приказе к своей армии триумфально объявил: «“Переступив через труп Польши пойдём в Европу!”. Но поляки не потеряли духа борьбы. Тысячи вызвались добровольцами в армию, чтобы защитить независимость. В августе 1920 г. на подступах к Варшаве разыгралась решающая битва». Умелое руководство польской армии заставило большевистскую армию отступить. Хотя война продолжалась ещё несколько месяцев, всё же обе стороны заключили мирный договор. Благодаря ему Львов и Вильно были присоединены к Польше. «В годовщину битвы под Варшавой, 15 августа, отмечается Праздник Войска Польского» [20]. Победа поляков под Варшавой «была признана как одна из самых главных восемнадцати битв, которые решили судьбу мира. Она вошла в историю под названием “чудо на Висле”» [21].

В учебниках говорится о концепции Юзефа Пилсудского о создании федеративного государства, в состав которого вошла бы Польша, Белорусия, Литва и Украина. В апреле 1920 г. Пилсудский и С. Петлюра даже подписали договор о союзе, но «это не понравилось Советской России и началась война» [22].

Важным моментом в ходе войны, на который обращают внимание авторы учебников, было приостановление Ю. Пилсудским наступления войска польского в 1919 г., чтобы дать возможность «красным» победить армию ген. Антона Деникина. Он понимал, что «белые» «генералы не признавали независимость Польши, их победа не была в её интересе» [23]. Пилсудский «предпочитал иметь на востоке слабых большевиков, чем могучую, возрожденную царскую Россию» [24]. В свою очередь, большевики, когда в июле 1920 г. заняли восточные польские земли, создали Временный Польский Революционный Комитет в Белостоке под руководством Юлиана Мархлевского. Польские коммунисты объявили создание Польской Советской Республики. Однако комитет не поддержали ни польские рабочие, ни крестьяне, a только «местные белоруссы и евреи» [25].

Необходимо добавить, что день Войска польского до 1989 г. праздновался 12 октября, в годовщину битвы под Ленино, где в 1943 г. созданная в СССР Польская армия вместе с Красной Армией впервые сражалась с гитлеровскими захватчиками.

Межвоенный период

Одним из самых заметных периодов истории России, представленным во всех учебниках, является период двадцатых и тридцатых годов ХХ в. Прежде всего, описывается борьба за власть после смерти В. И. Ленина и установление сталинской диктатуры: Сталин «сделался хозяином жизни и смерти миллионов жителей СССР». Население Советского Союза было «лишено основных законов. Упразднены свобода слова и неприкосновенность личности». Тех, кто «проявлял хотя бы самое маленькое неповиновение заключали в тюрьму или казнили, а обвиняемые не имели даже права на суд» [26]. Сталин в 1935–1958 гг. «проводил “великую чистку” в государственных органах и в армии». Учебники сообщают, что тогда было арестовано «не менее 7 млн. человек. Из них ок. 2 млн. умерло в лагерях, прежде всего в Сибири и в Казахстане, а 1 млн. убило НКВД. Во второй половине 30 х гг. в трудовых колониях находилось непрерывно ок. 10 млн. заключённых» [27]. Кроме чисток, Сталин в 1929 г. начал реализовать первые пятилетки. В учебниках подчёркивается, что для реализации народно-хозяйственных планов «использовался рабский труд заключенных» [28], а также «организовывались процессы над “вредителями”» [29]. Во время реализации первой пятилетки ухудшилась продовольственная обстановка в СССР. В 1930 г. началась коллективизация сельского хозяйства, а для её реализации был подключен «аппарат террора». Политика «“уничтожения кулаков как класса” заключалась в действительном, физическом уничтожении миллионов людей». В Россию вернулся голод. Считается, что коллективизация в 1932–1933 гг. «поглотила ок. 10 млн. людей» [30]. Причём, только на Украине умерло от голода «5 млн. людей» [31] или 6 млн. [32] В очередном учебнике указывается, что «на Украине, юге России и Казахстане умерло более 6 млн. человек» [33]. В принципе, пишут авторы одного из учебников, «трудно сегодня определить количество жертв коллективизации и великого голода: оценки колеблются от 10 до 15 млн. человек» [34].

«Белыми пятнами» в истории польско-советских отношений, о которых раньше не указывалось в учебниках, были пакт Риббентропа–Молотов и Катынь. Сталин несёт ответственность за заключение секретного договора к Пакту: «Диктатор торговался одновременно» с Западом и Германией. «В конце концов признал, что Гитлер даёт больше». Пакт «давал возможность Сталину занять больше половины Польши», Латвию и часть Румынии. «Гитлер приобрёл соучастие СССР в войне с Польшей» [35]. Покольку «соглашение с Англией и Францией могло упрочить мир», постольку «пакт Риббентропа–Молотов означал войну» [36].

Вторая мировая война и её последствия

До 1989 г. не упоминалось об участии России в войне с Польшей в сентябре 1939 г. Сейчас почти во всех учебниках по этой теме находим отдельные параграфы: «Агрессия СССР и окончание боёв» [37], «Агрессия СССР против Польши» [38], «Советская агрессия 17 сентября» [39], «Советское нашествие» [40], «Четвёртый раздел Польши» [41]. 17 ceнтября Советский Союз, нарушая договора с Польшей, начал агрессию. Во время «захвата польских земель солдаты Красной Армии убивали взятых в плен офицеров, солдат, а часто обыкновенных людей, признанных красноармейцами “буржуями”» [42]. Польское войско вело тяжёлые бои с Красной Армией в районе Шацка, Вытычнего и других местностях, а также защищало Гродно и Белосток [43]. Однако СССР имел подавляющее превосходство и поляки капитулировали. 28 сентября был подписан в Москве советско-немецкий договор о дружбе и границах, в котором был «совершён четвёртый раздел польских земель», а также подписаны «тайные приложения, предусмотривающие сотрудничество гестапо и НКВД в борьбе с польскими национально-освободительными организациями» [44].

Затем началась оккупация польских земель. Этой проблеме в учебниках также посвящаются отдельные главы и параграфы, а именно: «Две оккупации. Советская политика» [45], «Польские земли под советским господством» [46], «Две оккупации. Под красной звездой»[47], «Советские преступления против польских военнопленных и заключённых» [48] или «Депортации. Истребление офицеров Войска Польского» [49]. Политика советских властей «имела ясно определённую цель — полная деполонизация присоединённых территорий». Началось систематическое уничтожение интеллигенции. «В тюрьмы и лагеря посадили всех, кто до 17 сентября 1939 г. находился на польской государственной службе, а также пенсионеров и ветеранов, помещиков, военных поселенцев». Начался «массовый насильственный угон польских семей на восток, прежде всего в Сибирь и Казахстан». Вывезено «400 тыс. чел., значительная часть которых умерла от истощения или заразных болезней» [50].

В других учебниках указывается на то, как были осуществлены национализация промышленности и коллективизация. Часть помещиков была «убита на месте». Более чем «150 тыс. поляков принудительно включены в Красную Армию». Оценивается, что в 1939–1941 гг. вывезено вглубь СССР «около 1 млн. поляков» [51] или даже «до 1,5 млн.» [52].

«Символом мученичества поляков на востоке», указывается в учебниках, была судьба офицеров, которых «в 1939 г. заключили в лагеря: в Козельске, Осташкове и Старобельске». В марте 1940 г. «политбюро коммунистической партии решило их расстрелять». Весной 1940 г. были убито «выстрелами в затылок 14,5 тыс. офицеров и рядовых войска и полиции». Казни имели место в Катыни, в Пятихатках и Медном. «Одновременно было убито 7 тыс. польских заключенных в западных районах СССР» [53].

В других учебниках представляется, что НКВД убило 14,6 тыс. чел. [54], или почти 15 тыс. [55] По-другому написано в учебнике для средних школ:

«В Козельске оказалось 5 тыс. чел, в том 4,5 тыс. офицеров, в Старобельске 3,9 тыс. офицеров, в Осташкове же 6,8 тыс. чел., в том числе 400 офицеров, остальные это государственные служащие, священники, полицейские и солдаты КОП (Корпус Охраны Погранича). С начала апреля до половины мая 1940 г. эти военнопленные убиты по приказу Политбюро ЦК ВКП (б)» [56].

Другая проблема в польско-русских отношениях, о которой раньше не говорилось в учебниках или по-другому интерпретировались факты, — события в конце Второй мировой войны. Раньше писалось об освобождении польских земель советской армией, сейчас же в учебниках указывается на вхождение Красной Армии на территорию Польши. Армия Краева (АК), связанная с польским правительством в Лондоне, подготовила акцию «Буря», согласно которой отряды АК «должны были занять территорию, оставленную уходящими немцами, и ещё не занятую атакующими россиянами. В освобожденных местностях должны были легализоваться и взять гражданскую власть учреждениями подпольного государства, которые в качестве законных государственных властей встречали бы входящих россиян». Акция «Буря» была реализована главным образом в районе Вильнюса, а также «во львовском и тернопольском воеводствах». Однако акция закончилась поражением. НКВД арестовало командование АК и «гражданских представителей польского государства». Рядовым солдатам предлагалось вступить в польскую армию, созданную в СССР, а тех, кто отказывался, вывозили в лагеря или в Сибирь. В акции принимало участие «около 100 тыс. солдат АК — почти 1/3 аковцев попала в советские тюрьмы и лагеря» [57]. Но в другом учебнике указывается, что «до мая 1945 г. советские власти арестовали около 50 тысяч аковцев» [58].

В новейших учебниках история России после Второй мировой войны описывается с иных позиций. До 1989 г. в учебниках говорилось, что СССР вёл политику, направленную на борьбу за демократию, свободу, мир во всем мире. Сейчас в учебниках указывается, что усиливалось недоверие в отношениях между созниками. «Сигнал к обострению обстановки дал Сталин», который в выступлении в феврале 1946 г. подчеркнул превосходство советской системы над капиталистической [59]. С этого момента советская пресса усилила антизападную коммунистическую пропаганду. Таким образом, в учебнике создаётся впечатление, что именно СССР создал «железный занавес», о котором говорил У. Черчилль в Фултоне в марте 1946 г. Он «призывал Запад к сдерживанию советской экспансии» [60]. За «железным занавесом» находились Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария и часть Германии, в которых под контролем россиян были образованы «коммунистические правительства. Вопреки воле общества, введён строй по образцу советского. Ликвидированы демократические свободы, полноту власти перехватили коммунистические партии» [61]. Прославление «Советского Союза выходило за всякие рамки. Без конца праздновались годовщины октябрской революции, Красной Армии, дни рождения и смерти советских героев, проводились месяцы дружбы, а также организовывались принудительные курсы русского языка» [62].

Сталин «не удовлетворился навязанием коммунизма странам Восточной Европы и подчинением их СССР. Его планы рассчитывались намного дальше». Он «намеревался завоевать и подчинить себе всю Европу, а даже мир. В будущем везде должен был взять верх коммунистический строй» [63]. Москва стремилась «к дальнейшему расширению советской империи. Кремль поддерживал партизанщину в Греции, курдов в Турции и Иране», задумывал «захватить проливы Босфор и Дарданеллы и выход в Средиземное море», а также «оказывал вспомоществование коммунистическим партиям Западной Европы» [64]. Страны «Западной Европы почувствовали опасность возможной агрессии со стороны СССР. Однако разорённые войной они не могли самостоятельно защититься от нашествия коммунизма. Соединённые Штаты были единственной страной, которая могла удержать агрессора. Поэтому после войны американские войска остались в Европе в качестве главной оборонительной силы в случае атаки со стороны СССР» [65].

В 1953 г. после смерти Сталина в СССР «наступило смягчение репрессий» [66]. Руководители социалистических стран «по примеру Москвы смягчили террор и вводили “новый курс” в экономике» [67]. Однако «по-прежнему жестоко подавлялись всякие проявления независимого мышления» [68]. В июне 1953 г. в Берлине начались «забастовки рабочих, недовольных с направлением политических реформ и понижением жизненного уровня». Советский Союз «вывел танки на улицы города» и «Красная Армия утопила восстание в крови» [69]. В 1956 г. «для борьбы за свободу поднялись венгры. Но их восстание было кроваво подавлено армией СССР. В Чехословакии в 1968 г. предпринята попытка восстановления демократического строя. И она была жестоко прервана введением войск Варшавского договора» [70].

Руководства коммунистических стран утверждали, что «действуют по принципам демократии и в пользу общества. В действительности, эти действия не имели ничего общего с демократией». Народ не имел влияния на правление. Фактическую власть осуществляли коммунистические партии. Народное хозяйство «было плохо управляемое. Развивалась тяжёлая промышленность», которая производила, прежде всего, для армии. Слишком мало было «заводов, производящих предметы широкого потребления, например, одежды, пищи, домашней утвари», но даже это, что вырабатывалось, экспортировалось (главным образом, в СССР)». В то же время «в США и странах Западной Европы развивалась экономика и поднималось благосостояние жителей. Таким образом углублялась разница в уровне жизни людей на Западе и Востоке» [71].

Во время правления Л. И. Брежнева и его преемников, по мнению авторов ведущих учебников, «началась очень дорогая для России гонка вооружений между СССР и США». Если в США «гонка вооружений привела к развитию космической и военной промышленности, создавая много новых мест труда, финансированных государственным бюджетом», то в СССР, «в экономике, планируемой центром, развитие вооружений привело к ухудшению условий жизни жителей, ибо происходило за счёт капиталовложений в производство средств потребления» [72].

М.С.Горбачёв начал реформы в духе перестройки и гласности. Однако надежды оказались тщетными. В Советском Союзе быстро нарастали хозяйственный и политический кризисы. В результате «не удалось преодолеть хозяйственного маразма, а бюрократический аппарат и не думал уступать перед новыми методами управления государством и экономикой». 31 декабря 1991 г. СССР перестал существовать. Таким образом, пишут авторы одного из учебников, «закончилась продолжавшаяся с 1917 г. попытка постройки государства, которое пыталось на практике реализовать принципы коммунистического общества. Её итоги трудно признать положительными. Жизнь огромного большинства граждан этого государства сводилась к безнадёжному существованию, заключавшемся, главным образом, в борьбе за выживание» [73].

После 1996 г. в России «начался медленный процесс демократизации политической жизни и хозяйственных реформ», но «сильная инфляция, мафиозная система управления экономикой, связь политики и экономики с преступными структурами осложнили нормализацию жизни. Кроме того, Россия не отказалась от великодержавных амбиций и стремится к удержанию своего влияния в бывших республиках и за границей прежней империи СССР» [74].

* * *

Итак, подводя итоги, следует ещё раз подчеркнуть главное изменение последнего десятилетия. До 1989 г. в польских учебниках история России занимала значительное место и представлялась в контексте дружественных отношений к братскому славянскому народу. Указывалось на положительные моменты в совместной истории и в то же время замалчивались трудные и болезненные проблемы, например, война 1920 г. или Катынь. В новейших учебниках история России стала занимать гораздо меньше места, а их авторы подходят к ней с большей сдержанностью, делают акцент на проблемы, о которых раньше не говорилось. Согласно проведённой реформе, в школах история как предмет преподаётся 1–2 часа в неделю и учитель имеет право выбора программы из нескольких, утверждённых Министерством образования. Россия до XX в. в принципе исчезла из программ обучения, а если и присутствует, то, скорее, как неприятельница Польши, с которой она вела войны, периоды внутреннего ослабления которой использовала в своих интересах. Именно Россия была главной силой в проведении разделов Польши и её исчезновения с карты Европы в конце XVIII в. В течение 123 лет зависимости от России польский народ боролся за своё сохранение. Были подняты национально-освободительные восстания, которые царские власти подавляли и после которых усиливались репрессии и руссификация. Даже революцию 1905 г. некоторые историки считают четвёртым восстанием за независимость. Когда после Первой мировой войны Польша вновь обрела независимость, Россия стала той силой, которая участвовала в очередном, четвёртом разделе Польши вместе с Германий. В 1939 г. Россия захватила восточную часть польских земель, а в 1945 г. — остальную часть. До 1989 г. советские власти пытались ввести свою коммунистическую систему. Однако польский народ не сдался и снова боролся за обретение независимости, что удалось достигнуть в 1989 г.

В 1994 г. последний российский солдат покинул Польшу. С этого момента Польша делает всё, чтобы объединиться с Европой и упрочить свои безопасность и независимость. Прежде всего, вступает в НАТО и сейчас в Европейский Союз. О том, что Россия не отказалась от своих империалистических и захватнических стремлений, по мнению авторов учебников, свидетельствуют её вето на вступление Польши и стран Балтии в НАТО, а также её политика в отношении других наций, к примеру, война в Чечне. Такой образ России и российско-польских отношений сегодня преобладает в большинстве учебников.

Примечания

1. Szeweluk-Wyrwa B., Surdyk-Fertsch W. Historia i spo?ecze?stwo. Cz?owiek i jego cywilizacja. Pozna?, 2000 (учебник для четвёртого класса начальной школы); Wojciechowski G. Historia i spo?ecze?stwo. Cz?owiek i jego cywilizacja. Pozna?, 2000 (учебник для пятого класса начальной школы).

2. Wojciechowski G. Historia i spo?ecze?stwo. Cz?owiek i jego cywilizacja. Pozna?, 2000; Gensler M., K?kolewski I., Marciniak E. Historia i spo?ecze?stwo. Warszawa, 2001 (учебники для шестого класса начальной школы).

3. Musia? D., Polacka K., Roszak S. Przez wieki. Podr?cznik do historii. Gda?sk, 2002. С.113, 116 (учебник для первого класса гимназии).

4. Там же. С. 153.

5. G?adysz M., Skupny Ј. Historia I. Cz??? I. Od czas?w najdawniejszych do ?redniowiecza. Gda?sk, 2002. C. 168 (учебник для первого класса лицея и техникума).

6. Polacka K., Przybyli?ski M., Roszak S., Wendt J. Przez wieki. Podr?cznik do historii. Gda?sk, 2003. C. 99 — 101 (учебник для второго класса гимназии); G?adysz M. Historia I. Cz??? 2. Od ?redniowiecza do nowo?ytno?ci. Gda?sk, 2002. C. 167 — 168 (учебник для первого класса лицея и техникума).

7. Polacka K., Przybyli?ski M., Roszak S., Wendt J. Przez wieki. Podr?cznik do historii. C. 168 — 171.

8. Там же. C. 230 — 232.

9. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1871 — 1939. Podr?cznik dla szk?? ?rednich Warszawa, 2002. C. 43 — 45, 106 — 111 (учебник для лицея и техникума).

10. Ma?kowski T., Rze?niowski J. Historia III podr?cznik dla klasy III gimnazjum. Gda?sk, 2001. С. 61 — 63 (учебник для третьего класса гимназии).

11. Wendt J. Historia III. Podr?cznik. Gda?sk, 2000 (учебник для третьего класса гимназии). С. 20.

12. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1871 — 1939. С. 139 — 140; M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp??czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. Podr?cznik 3. — Warszawa, 2001 (учебник для третьего класса гимназии). С. 100 — 101.

13. Ma?kowski T., Rze?niowski J. Historia III podr?cznik dla III klasy gimnazjum. С. 80.

14. Там же. С. 82.

15. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1871 — 1939. С. 242.

16. Ma?kowski T., Rze?niowski J. Historia III podr?cznik dla III klasy gimnazjum. С. 82.

17. Там же.

18. Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia 3. XX wiek. Podr?cznik dla klasy III gimnazjum. Warszawa, 2001. С. 34 (учебник для третьего класса гимназии).

19. Wojciechowski G. Historia i spo?ecze?stwo. С. 132.

20. Там же. С.132 — 133.

21. Gensler M., K?kolewski I., Marciniak E. Historia i spo?ecze?stwo. С. 218.

22. M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp??czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. С. 153 — 154; Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1871 — 1939. С.192 — 193; Gensler M., K?kolewski I., Marciniak E. Historia i spo?ecze?stwo. С. 217 — 218.

23. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1871 — 1939. С. 192.

24. Wendt J. Historia III. С. 35.

25. Ma?kowski T., Rze?niowski J. Historia III. С. 103; M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp??czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. С. 154; Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1871 — 1939. С. 194.

26. Wojciechowski G. Historia i spo?ecze?stwo. С. 136 — 137.

27. Ma?kowski T., Rze?niowski J. Historia III. С. 130.

28. Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia 3. XX wiek. С.36.

29. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1971 — 1939. С. 244 — 245.

30. Там же. С. 245.

31. Wendt J. Historia III. С. 53.

32. M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp??czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. С. 139.

33. Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia 3. XX wiek. С. 36.

34. Ma?kowski T., Rze?niowski J. Historia III. С. 128.

35. Там же. С.170 — 171.

36. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1871. С. 267.

37. M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp? ? czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. С. 220.

38. Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia III. XX wiek. С. 88.

39. Gensler M., K?kolewski I., Marciniak E. Historia i spo?ecze?stwo. С. 230.

40. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 —– 1956. Podr?cznik dla szk?? ?rednich. Warszawa, 2000. С. 16 (учебник для лицея и техникума).

41. Wendt J. Historia III. С. 96.

42. Там же. С.97; Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 — 1956. С. 17.

43. Wendt J. Historia III. С. 97; Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 — 1956. С. 17.

44. Wendt J. Historia III. С. 97 — 98; Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 — 1956. С. 55, 63.

45. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 — 1956. С. 61.

46. Wendt J. Historia III. C. 101.

47. Ma?kowski T., Rze?niowski J. Historia III. С. 192.

48. M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp? ? czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. C. 228.

49. Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia III. XX wiek. С. 114.

50. M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp? ? czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. С. 228.

51. Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia III. XX wiek, 115; Wendt J. Historia III. С. 102.

52. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 — 1956. С. 62.

53. R. Tusiewicz Nasze dziedzictwo. Historia III. XX wiek. С.114; M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp? ? czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. С.228; Ma?kowski T., Rze?niowski J. Historia III. С. 194 — 195; Wojciechowski G. Historia i spo?ecze?stwo. С. 144.

54. Wendt J. Historia III. C. 102.

55. M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp? ? czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. С. 228.

56. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 — 1956. С. 63.

57. Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia III. XX wiek. С. 126; M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp? ? czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. С. 272 — 273; Wendt J. Historia III. C. 144; Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 — 1956. С. 99 — 100.

58. Ma?kowski T., Rze?niowski J. Historia III. С. 214 — 215.

59. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 — 1956. С.153; Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia 3. XX wiek. С. 138.

60. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 — 1956. С.153; Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia 3. XX wiek. С. 138.

61. Wojciechowski G. Historia i spo?ecze?stwo. С. 148.

62. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 — 1956. С. 176.

63. Wojciechowski G. Historia i spo?ecze?stwo. С. 148.

64. Radziwi?? A., Roszkowski W. Historia 1939 — 1956. С. 152.

65. Wojciechowski G. Historia i spo?ecze?stwo. С. 148.

66. Wendt J. Historia III. С. 157.

67. Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia III. XX wiek. С. 153.

68. Wojciechowski G. Historia i spo?ecze?stwo. С. 152.

69. Wendt J. Historia III. С. 157; Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia III. XX wiek. С. 153.

70. Wojciechowski G. Historia i spo?ecze?stwo. С. 153; M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp? ? czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. С. 323 — 326.

71. Wendt J. Historia III. С. 157; Tusiewicz R. Nasze dziedzictwo. Historia III. XX wiek. С.152 — 153.

72. Wendt J. Historia III. С. 186.

73. M?drzecki W., Szuchta W. U ?r?de? wsp? ? czesno?ci. Dzieje nowo?ytne i najnowsze. С. 288 — 289.

74. Wendt J. Historia III. С. 216.

Источник: Журнал "Мир Истории" 2004 № 1

категории: [ ]